ТКАЦКАЯ

Гончарук Мария Игоревна,

преподаватель ткачества,

более известная как «тетя Маша»

ТКАЦКАЯ

Ткацкая началась до меня. Когда я пришла, она уже была, так что историю ткацкой я знаю по рассказам. Предание гласит: все началось с того, что Александре Михайловне подарили ткацкий станок. Настоящий деревенский ткацкий станок начала XX века. С севера. Она была в восторге от подарка и решила привести его в рабочее состояние. Но в нашем Отечестве таких мастеров, которые могли бы справиться с этой задачей, не нашлось. Пришлось пригласить англичанина Дональда, который наладил станок. Дальше – больше. Захотелось сделать мастерскую вокруг этого станка, и следующим шагом было вовлечение в проект Натальи Викторовны Валдаевой. Она вела рисование в школе, будучи по профессии художником-гобеленщиком. Она добыла настоящую огромную гобеленовую раму из Московского Союза Художников. На ней когда-то ткали гобелены для партии и правительства. И вот в школе принялись ткать гобелены. Но это дело серьезное и очень кропотливое, один большой гобелен ткет с ягод, и у детей не хватало терпения довести дело до конца. Тем временем моя дочь Нина росла. И ее надо было отдавать в детский сад. Я прошлась по окрестным детским садам, и они меня не обрадовали. Тут я узнала от Натальи Викторовны, что в школе «Ковчег» есть замечательный детский сад. И мы стали ходить туда. Александра Михайловна сказала мне: «Ведь ты же художник пот качеству, поработай в ткацкой мастерской». 1 года пробовала. Поначалу казалось, что невозможно вовлечь детей в ткачество. Слишком трудоемкое это занятие и требует большого терпения. Но Александра Михайловна сказала, что нам важен не результат, а сам процесс. Важно, чтобы ткацкая всегда была доступна, и любой ребенок мог придти туда и заниматься, важно, чтобы дети работали руками, развивали руки и пространственно-­художественное мышление. И все же мы взялись ткать большой гобелен. И к юбилею Пушкина был сделан гобелен «У Лукоморья». Сейчас он украшает холл 1 этажа. И тут произошло чудо: Надя Митюшкина принесла деревянный крестик – две перекрещенные палочки, а с ним простую и красивую идею работы, доступной каждому ребенку. На перекрещенные деревянные палочки накручиваются разноцветные шерстяные нитки, образуя причудливые узоры. Получается эффектная вещь, украшение любого интерьера – оберег. Сейчас мастерить такие обереги - излюбленное занятие многих детей. Ковры мы продолжаем ткать, но это индивидуальные занятия или кружок. Сейчас доделали ворсовый ковер. Делали его долго. Каждый мог подойти и вплести хоть несколько прядей. Делаем мы и гобелены. Мой муж – тоже гобеленщик. Гобелены для кафе – наше совместное творчество. Ковер «Ковчег», который висит в ткацкой, – это работа многих детей и взрослых. Дети придумывали фигуры зверей и ткали их. Последний повремени проект связан с 11 Д. Поскольку этот класс теперь находится в ткацкой, мы решили, что ребята оставят о себе добрую память в школе в виде ковра. Сейчас мы его проектируем, продумываем, рисуем эскизы.