РАЗМЫШЛЕНИЯ АРТ ТЕРАПЕВТА

Если спросить у любой мамы каким она видит своего ребенка в будущем, любая ответит: «Счастливым!» А если попросить уточнить, то окажется, что это именно то, что мы желаем своим близким в праздники. Родители хотят видеть своих детей здоровыми, благополучными и счастливыми в любви. Здоровье.

– это крепость духа и тела, благополучие и достаток– это интересная (престижная) и хорошо оплачиваемая работа, а любовь – это гармоничные отношения в семье со своим партнером. И все это как ни странно, связано с делом, которым я давно занимаюсь. С годами я стала понимать, что не рисованию учу, а помогаю детям становиться счастливыми. Сейчас попытаюсь объяснить. На вопрос «что вы ожидаете от занятий рисованием?» чаще всего звучит объяснение в необходимости развивать руку, чтобы в дальнейшем было легче писать. В переводе на педагогический язык это означает развитие мелкой моторики, а также развитие пространственной ориентации на листе, так как в будущем потребуется видеть границы листа, знать низ, верх, центр, видеть линеечки, в которые должны быть вписаны буквы и цифры. А все это отрабатывается в процессе рисования. Все эти умения и навыки безусловно важны, это одна из причин, почему этот предмет есть в общешкольной программе. А как рисование может сделать маленького человека счастливым?

Здоровье. Известно, что рисование снимает напряжение, уменьшает страхи и агрессию, хорошо помогает справиться с всевозможными неврозами, депрессией, стрессовыми ситуациями, повышает низкую самооценку. То, чем я занимаюсь, называется арттерапией, что в переводе и означает лечение искусством. И главное ее отличие от всем известного рисования в том, что арттерапия не ставит своей целью научить ребенка рисовать, как ни странно это звучит, а основная ее задача состоит в развитии и гармонизации личности, воспитании трудолюбия, усидчивости, умении доводить работу до конца. И воспитание этих качеств происходит в приятной и понятной детям форме. Конечно, и навыки, и умения присутствуют, но акценты расставляются по-другому .

Благополучие и достаток. Больше всего в наше время родителей волнует, как их ребенок будет учиться в школе. Хорошо – значит, в будущем его ждет высшее образование и хорошо оплачиваемая работа. Поэтому надо усиленно в детстве развивать левое полушарие головного мозга. Развивать интеллект и память, логическое мышление. И это правильно. Но любое обучение связано с усилием, а это значит с насилием некоторым над собой. Маленького человека вряд ли убедит слово «надо». А такая приятная деятельность, как рисование, поможет ему в ненавязчивой форме, органичной его возрасту и особенностям развития, решить многие важные задачи, которые он будет решать в старшем возрасте в школе, например, заканчивать начатое дело. Педагогическим языком выражаясь, мы укрепляем незаметно для ребенка эмоционально-волевую сферу. Для того чтобы нарисовать рисунок, ребенок должен построить программу действий и ответить для этого на вопросы. Что я рисую? Где будет располагаться? Какого размера? Каким цветом? Что сначала? Как нарисовать белого зайца на белом снегу, чтобы его было видно? Желание, цель и пути достижения. Разве не решаем мы эти вопросы всю жизнь? Но творчество невозможно без желания.

Желание ребенка– основное условие занятий. Для того чтобы оно возникло, должна появиться мотивация, что-то должно побудить к действию. Таким побуждающим началом для меня является слово. Сказка, написанная образным и ярким языком, миф, рассказ будят фантазию и воображение. Еще одно наблюдение. В наше время больший поток информации идет через экран, через глаза, многим детям родители не всегда читают сказки на ночь и, приходя в школу, дети перестают понимать на слух текст, смысл прочитанного или сказанного учителем труднее и медленнее доходит до сознания, труднее детям устанавливать смысловые и логические связи.

Поэтому, слушая на занятиях сказки и рисуя картины, связанные с прочитанными текстами, мы дополнительно тренируем эту способность, тем самым увеличиваем успешность наших детей в обучении в школе, а в дальнейшем и в институте, так как преподаватели на занятиях читают лекции, то есть преобладает аудиоинформация. Еще хочется сказать о том, что, занимаясь творчеством, в данном случае изобразительным, мы расширяем область чувствований, развиваем наблюдательность, и в итоге развиваем интуицию. А интуицию еще называют шестым чувством. Для принятия важных решений в бизнесе или в жизни подчас недостаточно мозгового штурма, многие решения мы принимаем под воздействием интуиции, потом называя это удачей.

Любовь. Занимаясь творчеством, мы развиваем«невербальное» правое полушарие головного мозга, которое отвечает за построение отношений между людьми и даже за романтику в отношениях между женщиной и мужчиной. И потом, кто будет отрицать что общение с человеком, обладающим фантазией и богатым воображением, приносит радость и делает нас существами одухотворенными? И еще вот о чем хотелось бы сказать. В наше быстро меняющееся время нужно быть человеком адаптивным, то есть хорошо приспосабливающимся к изменениям в жизни. Сейчас это особенно актуально. Получив одну профессию, и не найдя работу, нужно перестроиться и суметь поменять направление, переучиться, приобрести другую специальность и т.д. Психологи пишут: «Отличительной особенностью человека является способность и одновременно потребность в отображении своего внутреннего мира. Эта особенность позволяет активно перерабатывать информацию, которая поступает из вне. В результате в психике вырабатываются различные адаптивные механизмы. Они позволяют человеку лучше приспосабливаться к жизни, быть более успешным в постоянно меняющемся мире. Искусство и творчество являются следствием процессов переработки информации при взаимодействии с окружающим миром» Действительно, если мы начнем вспоминать так называемых «людей мира», которые могут жить свободно в разных странах и существовать органично в разных культурах и т.д., то отметим, что в их числе заметно преобладают люди искусства и науки.

Вместо послесловия я хочу рассказать историю, происшедшую со мной несколько лет назад. Однажды мы ехали с дочкой в метро, поезд остановился в тоннеле и долго стоял. Напротив нас сидела пожилая, полная и очень красивая женщина. Несмотря на жаркое лето ее маленькие руки были затянуты в перчатки, а на голове была старомодная шляпка. Стояли мы долго и между нами завязался разговор. Она оказалась учительницей музыки по классу арфы. Поезд тронулся, и в завершение разговора, она, поглядев на мою дочку, сказала: «Хотите я научу вашу дочь играть на арфе,и она сможет услышать фальшь в словах признающегося ей в любви молодого человека.» Вот оказывается для чего нужно развивать музыкальный слух! Слова ее меня поразили, и слова об эстетическом воспитании, воспитании чувства красоты и гармонии показались мне тусклыми и легковесными, как крылья засохших бабочек.

Из сборника «Ковчег. 20 лет» издательство РООИ «Ковчег» 2009 год.