Арт-терапевтические мастерские

Арт-терапия — это лечение искусством.

нажмите чтобы увеличитьРООИ «Ковчег» помогает жить и  работать арт-терапевтическим мастерским инклюзивной школы «Ковчег».

Детям с особенностями развития очень трудно воспринимать мир через образы, через познание ощущений и чувств. Они могут уметь читать, запоминать и рисовать сложные схемы, но понять выражения лица и интонации других людей они не в состоянии. Они умеют считать, но понять житейский смысл простенькой задачки часто не в силах. Их этому надо специально и долго учить. Они не могут нарисовать иллюстрацию к прочитанному рассказу, как это делают их сверстники. Не способны слепить  фигурку и разыгрывать с ней истории. Им вообще неведом мир ролевых игр, в которые играют все дети: в дочки-матери, доктора и больного,  разбойников и пиратов,  Бабу Ягу и Иван-царевича, в супергероев и злодеев. Они не играют, потому что не понимают, как взаимодействуют персонажи. А у обычных детей овладение навыками общения происходит само собой, когда они наблюдают за сверстниками и взрослыми и подражают им.

У многих наших детей (например, с аутизмом) само собой этого не получается, потому что у них нет «базового доверия к миру». А нет его потому, что они не в состоянии этот мир понять. По-научному это называется нарушениями эмоционально-волевой сферы. Такие дети похожи на инопланетян, у которых восприятие устроено совсем по-другому, чем у большинства людей, и все земные отношения им непонятны. Им надо переводить, надо научить их адекватно воспринимать то, что происходит вокруг. Этому может помочь АРТ-ТЕРАПИЯ.

Другие дети просто лишены возможности легкого движения, у них нарушена моторика (например, дети с ДЦП). И им тоже, как воздух, нужна АРТ-ТЕРАПИЯ.

А есть дети, даже слишком живые и эмоциональные, неспособные «собрать себя и свои эмоции», гиперактивные и суперподвижные, «кричащие и визжащие кометы». Им просто необходима

АРТ_ТЕРАПИЯ нужна особым детям, чтобы снять стрессы. Чтобы понять и принять себя и мир. Суметь выразить свои чувства и понять чувства других. Уметь собраться, организовать свою работу и довести ее до конца. Уметь порадоваться своему и чужому успеху. Уметь жить и творить в коллективе, вместе с другими.

АРТ-ТЕРАПИЯ нужна им, наконец, чтобы суметь учиться в школе.

А умение рисовать, ткать, плести, шить, лепить, играть на музыкальных инструментах и петь приходят к детям параллельно, неназойливо и радостно.

 

Мастерская ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИССКУССТВА

Занятия в мастерской проходят по специальной методике. Они развивают руки и пространственно-художественное мышление, снимают напряжение, уменьшает страхи и агрессию, помогает справиться с неврозами, депрессией, стрессовыми ситуациями, повышает самооценку и развивают интуицию. Они дарят детям радость и одухотворение.

Здесь используются разнообразные техники: рисунки акварелью, гуашью, линогравюры,  картины по воску, барельефы из фольги, аппликацию и другие. Рисуют портреты и пейзажи, город и деревню, греческие амфоры и средневековые витражи, орнаменты и костюмы,  иллюстрации к сказкам, мифам и легендам. Библейские истории, мифы и сказки детям читают тут же, на занятии, их содержание обсуждают, и затем ребята рисуют иллюстрации, которые тоже обсуждаются по ходу дела.

Главное кредо занятий: можно использовать любые техники - главное подобрать их так, чтобы дети справились с ними и получили результат, которому смогли бы порадоваться. Так от победы к победе преодолевается страх перед неудачей и повышается самооценка ребенка.

Здесь занимаются дети, которые  порой не имеют  художественных способностей. Но этот способ познавать мир и выражать себя должен быть открыт и для них.

Вот, например, мальчик Саша с первого класса все время рисовал только схемы. Прочитали им  на занятии про ежика в тумане — и вот дети рисуют ежика, реку, лошадь, медвежонка. Саша же рисует пищеварительную схему медвежонка в разрезе, причем очень точно. А через полтора года он уже смог нарисовать красками на керамической плитке такое:

Часто дети рисуют вместе одну большую картину, куда каждый вкладывает свою лепту.

А еще здесь делаются декорации ко множеству школьных спектаклей, маски , куклы для кукольного театра и другой реквизит.

Занятия в мастерской развивают невербальное правое полушарие мозга, которое отвечает за образное восприятие мира, фантазию и воображение, построение отношений между людьми.

Чем можно помочь? Для работы мастерской всегда нужны кисти, краски (акварель, гуашь, акрил) и бумага для рисования — белая и цветная. Вы можете принести их в подарок или перечислить деньги удобным вам  способом (ссылка на страницу «как помочь»), и мы купим все сами и отчитаемся.

Всего на год на материалы нужно около 40 000 рублей.

Публикация

ТКАЦКАЯ мастерская

В ткацкой работают в основном с нитками, но начинают с бус и браслетов. Нанизывание бусинок на проволочку очень развивает мелкую моторику, с которой у наших ребят большие проблемы. Но потихоньку все начинают справляться.

А потом они плетут пояски, крутят обереги разной степени сложности и объемности, делают из ниток народных кукол и, наконец, ткут настоящие гобелены. Каждый осваивает то, что в настоящий момент в силах освоить.

Не поверите, но мальчикам это нравится не меньше девочек! Просто надо уметь их увлечь.

Что это дает детям? Точность движений, чувство цвета, точность движений, чувство ритма — да-да, и ритма тоже!  А еще спокойствие и радость.

Чем можно помочь? Если у вас есть ненужные бусы, бисер и т.п., приносите нам! Дети сотворят из этого что-нибудь хорошее и подарят своим мамам и друзьям. Поверьте, для наших детей дойти до идеи подарка — тоже огромный эмоционально-психологический прорыв !

Еще нужны мотки разноцветных шерстяных ниток (не штопка) в любом количестве. Если у вас есть выход на производителей ниток, мы были бы очень рады подарку с их стороны.

Ну и  можно просто перечислить денег для покупки ниток, только укажите, на что вы перечисляете. Мы купим и отчитаемся.

В год на нитки нужно 40 000 рублей.

Публикация

 

Мастерская КЕРАМИКИ

У глиняных дел мастера очень сильные и ловкие пальцы. Они могут и глину мять, но и ручку в руке держать, и ложку мимо рта не пронести, и вещи свои аккуратно сложить. А как это поначалу трудно сделать многим нашим детям ! Вот и приходят им на помощь занятия в керамической мастерской.

Но мастер не только глину мнет. Он создает из нее свои творения. Не все могут делать сложные фигурки или посуду,  кто-то сначала в состоянии только шарики с колбасками катать, потому что ни руки, ни голова к более сложному еще не готовы. Но получается так, что месяц катает, год катает, а там, глядишь, и собаку слепит.

Через глину дети выражают свои чувства, переживания. Некоторые из занятия в занятие одно и то же делают. Например, лепят монстра и тут же яростно уничтожают. И так много раз, пока не изничтожат свою тревогу, не освободятся от нее. А освободятся — начинают другое лепить, уже более спокойное и даже радостное. И главное — в жизни тоже становятся спокойнее и увереннее. Есть такая девочка —  многие месяцы лепила только сердце. Слепит глиняное сердечко, скажет что-нибудь про любовь и уходит, довольная. Ничего другого не лепила. Теперь она в классе — главный миротворец, пытается все детские ссоры погасить и разрешить. И ей это удается, хотя она даже не всегда может развернуто выразить свою мысль.

Но слепить что-нибудь — это еще полдела. А вот когда дети с только что сделанными  персонажами от подсвечника до Бабы Яги начинают тут же вместе с арт-терапевтом разыгрывать импровизированную сказку — это рождение настоящего чуда. И каждый может найти в нем место своему персонажу, будь это даже простой глиняный шарик. А может просто с открытым ртом послушать и посмотреть импровизировнный спектакль. Не хочешь участвовать — не участвуй. Потом обязательно захочешь  и тут же будешь принят в общее действие.

Это и есть арт-терапия.

А потом фигурки обжигаются и покрываются глазурью.

В мастерской есть и гончарный круг, на котором ребят учат делать настоящую посуду. У некоторых это получается очень хорошо, у других похуже, но на круге любят работать все, там всегда  очередь образуется. Тут уж точно и сила рук, и точность движений, и глазомер, и вкус  развиваются. Среди детей есть такие мастера, что их работы с выставки на выставку переезжают. И «особенности развития» тут нисколько не помеха. Чай в мастерской пьют из собственноручно сделанных кружек и пиал.

Чем можно помочь? Для работы мастерской нужна глина и  глазурь. Для поддержки проекта вы можете перечислить средства удобным вам способом с соответствующим комментарием, на что они жертвуются и мы купим все сами и отчитаемся.

В год на материалы нужно 30 000 рублей.

Публикация

Всего на материалы для полноценной работы Арт-терапевтических мастерских требуется в этом учебном году 110 000 рублей.

Помочь проекту